Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

 

Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

Авторы: М.С.Бессонов, А.Г.Мосин, П.В.Мудрова, С.С.Бессонов, Н.Б.Гощицкий.

«« ОглавлениеСледующая глава »»
Страницы: 1, 2, 3, [4], 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

        Ямщики, обслуживавшие передвижение по дороге от Верхотурья до Соликамска, проживали в верхотурской Ямской слободе и ямщицких деревнях в подгородной волости по р.Тагилу. За ямскую службу они наделялись землей с освобождением от уплаты налогов. Помимо собственно ямской гоньбы, ямщиков привлекали к строительству и ремонту дорог, мостов и перевозов6.
        Устройство Бабиновской дороги было одним из самых масштабных строительных проектов своего времени, поддержание ее в хорошем состоянии требовало постоянных усилий большого количества людей. О трудностях, которые приходилось преодолевать уже в первые годы ее эксплуатации, можно судить по грамоте, отправленной в апреле 1599 г. из канцелярии правительства Бориса Годунова верхотурскому воеводе В.П. Головину и казачьему голове И.В. Воейкову. В Москву поступали жалобы от проезжавших по ней сибирских воевод и служилых людей, что «та новая дорога чищена и мосты мощены худо, пенье ссечено не из коренья, и заломы по дороге великие, и чищена дорога уско, и мосты, которые были мощены на речках и на ручьях и в бояраках, вешнею водою посносило, а на грязех и на болотах мосты испроломались, и выбои по той дороге великие, и только де тое новые дороги с весны летнею порою не чистить, и мостов не мостить, и вперед тою новою дорогою зимнею и летнею порою Сибирских хлебных запасов и Сибирские казны спровадити будет не мочно, и ездити тою новою дорогою служилым людем нужа великая». Верхотурским администраторам предписывалось «тое новую дорогу от Соли от Камские до Верхотурья чистити и мосты мостить», «чтоб дорогу чистили старово лутче и шире, и пенья не было, и мосты б мостили хороши, чтоб та дорога была не уска, и мосты были хороши, и пенье бы чистили ис коренья, и заломов бы на той дороге не было, чтоб наши Сибирские хлебные запасы и всякая наша казна было провадить тою дорогою мочно, и служивым бы всяким людем, ездя тою дорогою, в грязех и в недомостех нужи не было»7.
        С конца XVI в. начинается освоение земель по р.Туре и ее притокам русскими крестьянами и служилыми людьми. Появляются первые слободы: Тагильская, Невьянская, Ницынская, Ирбитская и др. Слободы обрастают деревнями, селящиеся в них крестьяне, беломестные казаки (получавшие за службу земельные наделы, – «белые места», не облагавшиеся налогами) и ямщики распахивают земли, выращивают хлеб, занимаются различными вспомогательными промыслами. Обрабатывавшаяся крестьянами земля состояла из двух частей: государевой десятинной пашни (собранный с нее хлеб сдавался крестьянами в казну) и «собинной» запашки, урожаем с которой крестьяне распоряжались без ограничений. Соотношение размеров обеих частей было строго регламентировано, причем с учетом трехпольной системы земледелия крестьянин наделялся землей в тройном размере, чтобы можно было последовательно переходить с одного участка на другой. В переписных книгах это отражалось в формуле: пашет столько-то десятин «в поле, а в дву по тому ж».


Страницы: 1, 2, 3, [4], 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
«« Оглавление

 
 
На главную
 

О сайте | Помощь | Правила сайта | Написать нам
© 2009-2017 NewLyalya.Ru Свердловская область, г. Новая Ляля.
Неофициальный сайт города Новая Ляля.
При использовании материалов сайта ссылка на NewLyalya.Ru обязательна.