Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

 

Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

Авторы: М.С.Бессонов, А.Г.Мосин, П.В.Мудрова, С.С.Бессонов, Н.Б.Гощицкий.

«« ОглавлениеСледующая глава »»
Страницы: 1, [2], 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

        Ясачные списки 1625/26 г. свидетельствуют о том, что постоянные контакты лялинских манси с русскими привели к появлению у них русских имен, как христианских, фиксировавшихся обычно в производной форме (Бориско, Васка, Ивашко, Меркуша, Мосяга, Семейка, Якуня), так и неканонических, языческих по происхождению, внутрисемейных (Богдашко, Девятко, Дружинка, Первуша, Поздейко), а также именований, которые могли быть в то время отчествами, но позднее стать фамилиями (Ивашков, Мелехин, Меркушин, Онашкин, Шувалов).
        Имена некоторых манси, упоминаемых в ясачных списках 1625/26 г., могли отразиться в лялинской топонимике: речка Поздняковка и д.Поздняковка (по имени Поздейка, или Поздяка Сивиндюкова, вогула Подгородного юрта в сотне Понгибала Шувалова), речка Яборкова и пос.Яборково (по имени Ябурка Кушкина из юрта сотни Меркуши Кушкина). В память о том, как селились когда-то лялинские манси, осталось название пос.Юрты там же, в верховьях Ляли: все три поселения составляют на карте треугольник со сторонами в 15-20 км.
        Появлению первых русских поселений на Ляле предшествовало строительство Бабиновской дороги и основание в 1598 г. Верхотурья в том месте, где дорога вышла к реке Туре. Бабиновская дорога, прокладывавшаяся в 1597-1599 гг. под руководством землепроходца и дорожного строителя Артемия Бабинова, стала более чем на полтора века, вплоть до утверждения в 1763 г. в качестве официального Сибирского тракта, проходившего через Екатеринбург, главной магистралью, связывавшей Европейскую Россию с Сибирью. В том месте, где дорога пересекала реку Лялю, устроен был Лялинский караул – сторожевой пункт, призванный гарантировать безопасность движения по дороге от Верхотурья до Уральского хребта.
        Дорога от Соликамска до Верхотурья, протянувшаяся на 263 версты, обслуживалась уральскими ямщиками. По данным И.Я. Кривощекова, в первые годы ямскую повинность, наряду с уплатой ясака пушниной, возложили на местных манси, но для них это занятие было обременительно. В 1599 г. 30 лялинских манси во главе с Нергием Камыкичевым жаловались царю Борису Годунову на притеснения со стороны воеводы и служилых людей и просили освободить их от ямской повинности. Учитывая то, что манси с исчезновением подножного корма принимались резать и съедать лошадей, а потому передвижение по дороге зимой фактически прекращалось, правительство Годунова в 1600 г. приняло решение передать ямскую гоньбу по сибирской дороге в руки русских ямщиков – «ямских охотников», добровольно приходивших на эту службу из разных областей Европейской России4.
        Отныне перевоз товаров, продуктов и людей осуществлялся в основном по зимнику – санному пути, действовавшему с ноября по март. Заболоченность многих мест и обилие небольших речек затрудняло передвижение летом, если оно не было засушливым. Интенсивность передвижения по дороге в разные годы была различной: по данным Тобольской таможни, крупнейшей в азиатской части России, в 1639/40 г. «с Руси» по этой дороге прибыло 1339 чел. (не считая тех, кто остался на Среднем Урале и в Зауралье), в период с 1639 по 1671 гг. на долю Бабиновской дороги приходилось 40-50 % всего торгового и «промышленного» движения через Тобольск5. Можно с уверенностью утверждать, что предки большинства коренных уральцев, появившиеся на Урале в XVII – середине XVIII вв., не могли миновать на своем пути за Уральский хребет Лялинский караул.


Страницы: 1, [2], 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
«« Оглавление

 
 
На главную
 

О сайте | Помощь | Правила сайта | Написать нам
© 2009-2017 NewLyalya.Ru Свердловская область, г. Новая Ляля.
Неофициальный сайт города Новая Ляля.
При использовании материалов сайта ссылка на NewLyalya.Ru обязательна.